Что влияет на развитие речи?

02.02.2022

На развитие речи у ребенка влияют следующие факторы:
1. Слуховое внимание. Если речевой слух формируется стремительно, это, как правило, замедляет развитие слуховой чувствительности. Между тем, на скорость развития фонематического слуха влияет музыкальный, в частности, звукочастотный слух. Именно поэтому родителям важно не только разговаривать с малышом, но и петь для них или включать на фоне музыку.
2. Моторное развитие. Существует прямая связь между языковым и моторным развитием. Поэтому чтобы ускорить процесс формирования одного, нужно развивать и другое. Дети гораздо быстрее осваивают речевые навыки в играх, в которых задействуются все органы чувств и мускулы тела. Важно следить за тем, чтобы они контролировали движения мышц, в особенности мелких.
3. Интеллектуальный рост. Если ребенок произносит слова или фразы, которые родителями кажутся глупыми, не стоит оценивать это как низкий уровень интеллекта. С помощью «своего» словаря дети младшего возраста выражают мысли, желания, ассоциации, взгляды на мир. Исправляя ошибки, взрослые тем самым не дают речевому аппарату развиваться.
4. Эмоциональное развитие. Скорость становления речевых функций во многом зависит от эмоционального контакта ребенка с взрослыми. Чувствуя связь с родителями, он стремится повторять их слова или действия. Детям, у которых нет этого контакта или которые пережили эмоциональный стресс, гораздо сложнее рано заговорить.
5. Общение. Чтобы развить речь, у ребенка должно быть желание общаться с окружающими. Ведь речевые навыки нужны не только для того, чтобы выражать свои эмоции и мысли. Именно общаясь со взрослыми, дети расширяют словарный запас и развивают речевые функции.
Возрастные этапы развития речи
Специалисты выделяют несколько этапов развития речи у детей. Эти периоды длятся по-разному, но через них проходит каждый ребенок.
Подготовительный этап (0-1 год)
Этот период длится с момента рождения до 1 года. Условно его можно разделить еще на три этапа:
1. Крик. В первые дни и недели жизни единственным способом взаимодействия малыша с внешним миром является крик. С его помощью он не только оповещает о дискомфорте, но также разрабатывает дыхание, артикуляцию, голос.
2. Гуление. Примерно до 6 месяцев малыш общается путем произношения определенных звуков. На этом этапе его можно сравнить с мастером, настраивающим музыкальный инструмент.
3. Лепет. Ближе к году у ребенка начинает формироваться полноценная речь. Вместо непонятных звуков, он отчетливо произносит «ма», «па», «ба», «дай».
Предшкольный этап (1-3 года)
Примерно в 1 год, когда в словарном запасе малыша появляются первые слова, начинается предшкольный этап формирования речи, который длится ориентировочно до 3 лет.
Если в это время он и произносит какие-то слова, они имеют обобщенный характер. Например, заявляя о своем желании, прося о чем-либо или выпрашивая определенный предмет, малыш может произносить одно и то же слово – «дай». Разобрать, чего именно он хочет, могут только самые близкие люди.
Примерно в 1,5-2 года в словарном запасе ребенка появляются целые слова, из которых он может складывать короткие фразы, вроде, «дай пить», «мама пить» т.д. Ближе к 3 годам он учится задавать вопросы «Где?», «Когда?», «Куда?». Некоторые дети обогащают речь предлогами, согласовывают слова по падежам, родам и числам.
Дошкольный этап
Этот этап длится с 3 до 7 лет. Он характеризуется расширением пассивного и активного словаря.
В 4 года ребенок может говорить простыми предложениями, в 5 лет активно использовать сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Ближе к 7 годам он умеет грамотно строить предложения, выговаривать звуки, постепенно расширяет свой кругозор.